На заседаниях Комитета министров от 18.12.1884 г. и
02.01.1885 г. была поддержана идея министра путей сообщения К.М. Посьета о
начале строительства железной дороги от Самары до Уфы и далее. В Сибири и на
Дальнем Востоке были открыты большие природные богатства, использование которых
было невозможно без транспортных магистралей. Была признана необходимость
строительства Великой Сибирской Магистрали, частью которой и должна была стать
Самаро-Уфимская дорога. Будущая дорога должна была осуществлять выгодную
экономическую связь трех сельскохозяйственных губерний - Самарской,
Оренбургской, Уфимской с промышленным Уралом.
Строительство дороги было начато в октябре 1885 г. средствами казны.
Через год было начато сооружение Самаро-Уфимского участка, которое происходило
в необычайно трудных условиях, т.к. трасса проходила по малонаселенной
местности и людей на строительство приходилось возить из отдаленных районов.
Строительство линии Кинель - Похвистнево - Уфа длиной 452
версты начато было в апреле 1885
г. Движение начато было 8 сентября 1888 г. Все элементы,
металлоконструкции и подвижной состав были исключительно отечественного
производства - Уральские демидовские заводы, Путиловский и Новороссийский.
Шестиколесные товарно-пассажирские паровозы поставлял Воткинский завод,
восьмиколесные товарные - Невский завод в Петербурге. Пассажирские вагоны
Род Похвисневых оставил заметный след в истории России. Их
фамилия связана с такими знатными людьми, как князья Голицыны, Болконские,
Татищевы. Дворяне Похвисневы владели землями в Тульской, Рязанской, Орловской,
Симбирской, Уфимской, Самарской губерниях. В архивах Дрбевних актов хранятся
сведения о том, что в Самарском уезде Симбирской губернии «владела селом
Архангельское, Липовка вдова полковника и коллежского асессора Афимья Федорова
Похвиснева. Совместно с сыном вахместром Николаем и дочерью Елизаветой имела
владения и в Бугурусланском уезде Уфимской губернии - слободу Но-во-никольскую
и деревню Дементьевку».
Из записей местного краеведа Василия Ендураева известно,
что деревня Никольская Бугурусланского уезда (бывшая Кутлугуш) принадлежала
вдове Похвис-невой. Видимо, после ее смерти село назвали Похвистнево (сейчас -
Старопохви-стнево), вблизи которого и возникла станция .
В настоящее время Похвистнево - город, центр промышленного
Похвистневского района. Похвистнево - город железнодорожников, нефтяников и
газовиков, строителей, автотранспортников и лесозаготовителей.
Похвистневский район организован в 1932 г. В его состав вошли
бывшие волости: Аманакская, Средне-Аверкинская и Кротовская
|